|
Перспективный план. Развитие речи. Старшая группа.
Сентябрь
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
Мониторинг |
|
|
|
2 |
«Мы снова вместе. Что изменилось в нашей группе» |
Составление рассказа на темы скороговорок |
Связная речь: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ
Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу
Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи |
с.70, (1) |
3 |
«Народные игрушки» |
Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» |
Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки
Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов |
с.32, (1) |
4 |
«Мой любимый детский сад» |
Норвежская народная сказка «Пирог» |
Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев
Замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте |
с.112, (2) |
5 |
«Мы встречаем осень золотую» |
Рассматривание картины В. Серова «Октябрь».
Рассказ Г. Скребицкого «Осень» |
Связная речь: учить передавать свои впечатления
Словарь и грамматика: обогащать словарь определениями
Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов |
с.109, (2) |
Октябрь
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Царство Лешего» |
Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам |
Связная речь: учить составлять небольшие рассказы, сказки
Словарь и грамматика: сформировать представление о жанровых особенностях |
с.111, (2) |
2 |
«Во саду ли, в огороде» |
Сказка Д. Родари «Большая морковка» |
Связная речь: учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов
Словарь и грамматика: помогать детям замечать выразительные средства |
с.118, (2) |
3 |
«Моя семья. Наши любимцы» |
Рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
|
Связная речь: учить придумывать продолжение и окончание сказки
Словарь и грамматика: закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров |
с.94,(2)
|
4 |
«Мой родной край. Природа Мордовии» |
Стихотворение С. Есенина «Черемуха» |
Связная речь: учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты
Словарь и грамматика: развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства |
с.131, (2)
|
Ноябрь
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Неделя вежливости» |
Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки |
Связная речь: учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений
Словарь и грамматика: закрепит знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм |
с.125, (2) |
2 |
«Оденем куклу на прогулку» |
Нанайская сказка «Айога» |
Связная речь: формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок
Словарь и грамматика: закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений |
с.122, (2) |
3 |
«Чайник, чашки, блюдца, почему так сильно бьются» |
Составление описательного рассказа о предметах посуды
|
Связная речь: учить составлять короткий рассказ о предметах посуды
Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению Связная речь: учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы |
с.58, (1)
|
4 |
«Мальчики и девочки» (внешний вид, этикет общения) |
Долгожданный подарок |
Связная речь: развивать слуховое восприятие, воображение, речь.
Словарь и грамматика: обогатить речь детей словами, обозначающими эмоции удовольствия, радости. |
с.7, (3) |
Декабрь
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Здравствуй, зимушка-зима. Зимний лес.» |
Составление описательного рассказа на тему «Зима» |
Связная речь: учить при описании событий указывать время действия
Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам
Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч’] |
c.79 (1) |
2 |
«Что я знаю о себе. Мой организм» |
Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам |
Словарь и грамматика: сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок |
с.111,(2) |
3 |
«Жалобная книга природы» |
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» |
Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст;
Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы
Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной информаций |
с.50,(1) |
4 |
«Здравствуй, Дедушка Мороз!» |
Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» |
Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно
Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения
Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов |
с.61, (1) |
Январь
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
Каникулы |
|
|
|
2 |
«Зимние забавы» |
Составление рассказа на тему «Игры зимой»
Пересказ рассказа Л. |
Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях
Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением
Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [ с] и[ ш] |
c.67, (1)
|
3 |
«Кукольный домик» |
Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» |
Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине
Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ ж] и[ ш] |
С.41, (1) |
4 |
«Мордовское народное искусство» |
Ознакомление с предложением |
Словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»
Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию |
с.84, (1) |
Февраль
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Путешествие на дачу» |
Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» |
Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине
Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов
Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе |
С.90,(1) |
2 |
«Дома мама и папа, а на работе» |
Толстого «пожарные собаки» |
Связная речь: учить связно, последовательно выразительно пересказывать художественный текст
Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения
Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы |
С.97, (1) |
3 |
«Я и мой папа» |
Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа»
|
Связная речь: развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения
Словарь и грамматика: учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов |
с.124, (2)
|
4 |
«Мы показываем театр» |
Английская народная сказка «три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. |
Связная речь: развивать образность речи
Словарь и грамматика: подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. |
С.105, (2) |
Март
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Маму я свою люблю. Профессии наших мам» |
Татарская народная сказка «Три дочери» |
Связная речь: помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа
Учить понимать характер персонажей |
с.117, (2) |
2 |
«Природа просыпается после зимы» |
Нежный лучик
|
Связная речь: развивать чувство ритма, память, диалогическую речь
Знакомить с проявлениями нежности и эмоциями |
с.29, (3)
|
3 |
«Мой домашний любимец» |
Пересказ сказки «Петух да собака» |
Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя
Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака
Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию |
с.74, (1) |
4 |
«Мордовская народная культура и традиции» |
Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам |
Связная речь: формировать выразительность , точность речи
Словарь и грамматика: учить понимать переносное значение образных выражений |
с.119, (2) |
Апрель
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Большие и маленькие» (дикие животные и их детеныши) |
Глава первая из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»
|
Связная речь: помогать придумывать новые эпизоды, названия
Словарь и грамматика: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий |
с.114, (2)
|
2 |
«Солнышко» |
Составление рассказов на темы стихотворений |
Связная речь: учить рассказывать связно
Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения
Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш ]и [ж] |
c.44, (1) |
3 |
«Наши любимые книжки» |
Литературная викторина «Наши любимые книги» |
Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ
Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей
Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [ш ]и[ ж] |
с.133, (2) |
4 |
«Мы разные, мы вместе. Что рассказывает о России флаг и герб» |
Родина |
Связная речь: обогащать речь называнием и проявлением чувства тоски
Словарь и грамматика: активизировать в речи детей слова, обозначающие такие чувства как любовь, гордость, стыд
Воспитывать чувство патриотизма |
с.152, (3) |
Май
Неделя |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели |
Литература |
1 |
«Весенние цветы» |
Сказка В. Катаева
«Цветик-Семицветик»
|
Связная речь: подвести к пониманию нравственного смысла сказки
Словарь и грамматика: закрепить знания о жанровых особенностях сказки |
с.165, (2)
|
2 |
«Правила дорожного движения» |
Составление рассказа на предложенную тему |
Связная речь: учить составлять рассказ, используя сказочный сюжет
Словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]-[л’],[ р]-[р’] |
c.103, (1) |
3 |
«Подводный мир. Аквариум» |
Пересказ сказки
«Лиса и рак»
|
Связная речь: учить связно последовательно и выразительно рассказывать сказку
Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова
Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат(произношение |
с.24, (1)
|
4 |
«Веселое лето. Безопасное лето» |
Литературная викторина |
Связная речь: закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения
Словарь и грамматика: учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений |
с.116, (2) |
Список использованной литературы:
1.О.С. Ушакова, Развитие речи детей 5-7 лет
2.О.С. Ушакова, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
3.Е.А.Алябьева, Эмоциональные сказки (беседы с детьми о чувствах и эмоциях)
9 октября 2016 в 15:41
|